Не только в семье, но и в
современном мире властвует неуважительный дух. Этот дух пытается убедить нас,
что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков.
Скажем, в
семье, где бабушка с дедом «песочат» при ребенке свою взрослую дочь. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене
на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу…
Поэтому в
наше время в детях так трудно
воспитывать уважительное отношение к другим. Возьмем хотя бы нынешние отношения родителей с детьми. Удел
современных родителей – рабски угождать своим отпрыскам. В итоге дети властвуют
над родителями. В такой опасной обстановке, когда ребенок сам себе голова, в
эту незрелую голову очень легко проникают душевредные идеи. На пути встают
опасные соблазны: ранний секс, наркотики, оружие, секты. Дитя не желает учиться, так как у него отсутствует
навык послушания - никто для него не
авторитет, а без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это
азы педагогики. Так что уважение к старшим совершенно необходимо. Детям – для
нормального развития их личности. А родителям – для того, чтобы чувствовать
себя нормальными людьми.
Однако воспитать в детях уважение,
если ты сам не уважаешь других, невозможно. Ребенок перенимает стиль поведения
в семье еще до того, как научится говорить. Поэтому очень важно задуматься: а
как мы сами относимся к своим родителям и к родителям жены или мужа, к бабушкам
и дедушкам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не
отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно
учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у
которых развивается склероз? Не говорим ли (в том числе при ребенке), что у них
«поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам (пусть даже только мысленно)
претензии: того недодали, недолюбили? Не сводим ли подспудно счеты, когда
видим, что ребенок не слушается бабушку, грубит ей, а мы не вмешиваемся, не
торопимся призвать его к порядку? Не обсуждаем ли учителей – только моего
ребенка и видят? Живем ли в мире с соседями? Не злословим ли о начальстве?
Маленький ребенок ближе всего к маме. А значит, именно с нее он «считывает»
первичную информацию об отношении к людям. Поэтому от того, как она обращается
с окружающими, будет во многом зависеть его отношение к ним и к ней самой. Так
что совершенно необходимо критически оценить два момента: во-первых, какой
пример подает ребенку мама и, во-вторых, какого отношения она сама-то хочет
добиться с его стороны.
Если мать подает пример вежливого, заботливого, великодушного отношения к
мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет настраивать
детей на соответствующий лад. Очень важно, чтобы о близких (да и о дальних
тоже!) ребенок слышал как можно больше хорошего.
Ребенку важно видеть и копировать почтительное обращение матери со
старшими, особенно престарелыми людьми. К сожалению, сейчас это отнюдь не
норма. Нередко сталкиваешься с тем, что дети не знают даже азов культурного
поведения. Поэтому необходимо воспитывать уважение к старым людям собственным
примером: проявлять участие к пожилым соседям, уступать место старикам в
автобусе, давать пожертвования дому для престарелых, ходить к пожилым
родственникам, привезти им гостинцы, пообщаться со стариками или выполнить их
небольшие поручения. Говорить с детьми и о цикле жизни, помогать им с ранних
лет участвовать в ритуалах, связанных с рождением, смертью и другими главными
вехами жизни, объяснять, что старость - это не уродство, а безграничная
житейская мудрость.
Советы родителям:
©
Берегите семейную
историю, рассказывайте детям о предках, воспитывая в них гордость за свои
корни.
©
Относитесь ко всем
членам семьи с уважением.
©
Говорите о достоинствах
и заслугах других.
©
Поступайте с людьми так,
как вы хотите, чтобы они поступали с вами.
©
Отцы, любите своих жен и
детей.
в
статье использовались материалы сайтов:
www.7ya.ru ›