воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Использование краеведческих материалов на уроках математики

По новому стандарту образования  задачей учителя   чуть ли не в первую  стало обучение детей способам учебной деятельности и привитие метапредметных навыков, что в большой степени способствует развитию   личности и ее активной жизненной позиции.  Надо отметить, идея не блистает новизной,   так как обучение  в школе всегда  ориентировалось на личность, учителя постоянно продумывали воспитывающие элементы урока и систематически проводили профориентацию среди детей. Поэтому уроки, о которых пойдет речь ниже, актуальны в любое время и в любом месте.
   Перед изучением темы «Умножение дробей», шестиклассники получили задание узнать у своих родителей показатели их работы в агрофирме. И  урок после целеполагания  начался с простой задачки из курса 5 класса: Далее  было предложено  решить  аналогичную задачу:   Но так как умножение обыкновенных дробей  пока не изучалось, то решение свелось к отысканию суммы трех одинаковых слагаемых.
    При ответе на следующий вопрос - возникла проблема: искать сумму 30 слагаемых  вряд ли рационально. Вернувшись к предыдущему заданию, ребята в группах вывели правило умножения дробей на натуральное число и применили его.
    Еще две задачи - решили самостоятельно и обсудили в парах.
   При подведении итогов урока: «Что мы изучали? Как мы это делали? Для чего мы это делали?», - естественным образом зашел разговор о достижениях агрофирмы. Руководитель музея истории села Среднеивкино  так проникновенно и с такой любовью провела с детьми эвристическую беседу на эту тему, что  в ходе рефлексии дети   в один голос сказали, что у них возникло чувство гордости  за родную землю и за людей, работающих на ней.  В ходе беседы был использован экспонат музея – серебряная медаль Министерства сельского хозяйства, врученная агрофирме в 2014 году во время Всероссийской выставки «Золотая осень».
   Разговор  о работниках агрофирмы получил продолжение на уроке «Применение распределительного закона умножения». В ходе  систематизации знаний по изучаемому материалу ребятами была определена тема урока и поставлены цели, для реализации  которых было предложено в группах составить выражение для решения задачи: «Норма высева озимой пшеницы составляет   ц на гектар, а ржи –   ц. Сколько семян потребуется для того, чтобы засеять два поля по 15 га?». Сравнивая результаты работы групп,  дети  получили пример на распределительное свойство и решили его.
     Самостоятельное решение второй задачи: «Среднегодовой удой от одной  коровы в агрофирме «Среднеивкино» составляет    7900 кг. Сколько молока даст буренка за 4 года?», - привело к тому, что учащиеся  поступили по известному алгоритму, превратив смешанное число в неправильную дробь.  Поиск второго способа решения, связанного с темой урока, позволил получить еще один  пример.
   При подведении итогов урока руководитель музея истории села Среднеивкино умело организовала с шестиклассниками  полилог  о сельскохозяйственных  профессиях. Она познакомила детей с результатами областных конкурсов «Лучший по профессии» осенью этого года: в номинации «Лучший агроном - овощевод» победителем стал представитель нашей агрофирмы - Жеребцов В.Л. Еще один агроном, выпускник нашей школы, Крутихин  А.А., на областном слете представителей молодежи сельской местности  был признан лучшим агрономом. После чего был предложен  небольшой фрагмент экскурсии о животноводах, получивших знак  «Заслуженный работник С/Х», Блиновой А.Т и Бурковой Л.А.  Экскурсию с воодушевлением провела одноклассница ребят.
    Все это произвело такое сильное впечатление, что дети  единодушно признали:  такие    люди заслуживают уважения и    признания их заслуг.
    Как видим,  в ходе общения с учителем и друг другом у детей пробуждаются чувства патриотизма, желания работать, может быть, в будущем на родной земле и с любовью относиться к людям, которые трудятся на ней в данный момент. Именно на это  нас ориентируют и  социальный запрос, и правительство России, и обстановка в мире.