воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Классный час "О совести"

План классного часа «О совести».
Рекомендации классному руководителю: все вопросы обсуждаются сначала в группе, а затем в классе, итоги обсуждения подводятся с помощью слайдов.
Замечание: материалы к классному часу взяты в Интернете.
Оборудование:
Посадка в группах, музыка
Стихи детей, стихи учителя
Сердечки для самооценки
Карточки для самооценки
Презентация учителя
Подготовленное чтение по ролям рассказа Гайдара «Совесть»
Фильм с А. Лихановым «Совестливость»
Синквейн
Памятка по воспитанию совести
Результаты интервью учителей и учащихся
Результаты анкетирования
Самооценка
Три уровня воспитанности чувства совести
Ход классного часа:
Сообщение классного руководителя о результатах анкетирования учащихся класса по воспитанности учащихся (Приложение 6) (слайд 2)
Чтение рассказа А.П.Гайдара «Совесть» по ролям в начале классного часа, почему с него начали? (Приложение 1)
Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека? (слайд 3)
Результаты интервью учителей.
В чём проявляется совесть? (слайды 4 - 5)
Почему она уходит? (слайд 6 - 7)
Для чего нужна совесть? (слайд 8)
Результаты интервью детей.
Самооценка. (Приложение 3) каждый ребенок ставит на сердечке точки в случае, если он не выполняет какой – либо пункт самооценки.
Самопределение уровня воспитанности совести (Приложение 5)
Дебаты:
Совесть помогает жить
Совесть мешает жить
Каковы пути формирования совести? (слайды 9 - 11)
Стихи. (Приложение 2)
Рефлексия – синквейн (слайд 12).
Стихи Евтушенко ( читает учитель)
Научись встречать беду не плача,
Горький миг не зрелище для всех.
Знай, душа растет при неудачах
И слабеет, если скор успех.
Мудрость обретают в трудном споре,
Предначертан путь нелегкий твой
Синусоидой радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой.
Рекомендация литературы (слайд 13), вручение памяток (Приложение 4)
Фильм с А. Лихановым «Совестливость»
Приложение 1.
А.П.Гайдар «Совесть»
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Приложение 2.
Кто ты?
Зачем ко мне пришла?
Ведь я тебя не звала
Жила себе спокойно я всегда
Меня ничто не волновало.
И что же делать мне теперь?
Как жить?
Я все хочу исправить.
Уж если ты проснулась, совесть
Помоги!
Как жить теперь мне, совесть, научи.
Ведь ты мне друг, советчик мой
Тебе себя вверяю.
А я с тобой меж тем была всегда
Вот только задремала.
Теперь проснулась
Вижу, ты прекрасно поживаешь
Хотя не видишь ничего
И ложь не замечаешь,
Обиду, зависть подкрепляешь ты
И не задумываясь, зло распространяешь.
На зло ты отвечаешь злом
И цепь свою
Тем самым укрепляешь.
И вот уже свободы нет
Ты в рабстве своего несовершенства
Грех, слезы, боль разлук и смерть
Вот твой удел теперь вовек.
Порви цепь рабства добротой
Потоком добрых дел.
Любовью ты покроешь зло
Прощеньем – наказанье.
Верь мне и слушайся меня
Я покажу тебе
Твой верный путь. Держись его, иди смелей, люби
И наслаждайся жизнью вечно!

Приложение 3.
Самооценка.
1. Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения.
2. Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой.
3. Я возвращаю долг до копейки и в обещанный срок.
4. Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную.
5. Я уступаю место в автобусе слабым и старшим.
6. Я с уважением отношусь к окружающим.
7. Я безвозмездно помогаю старшим.
8. Я никогда не беру чужую вещь.
9. Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне.
10. Я требователен к себе.
11. Я проявляю терпение в конфликтах.
12. Я избегаю мстить.
13. Каждый день вечером перед сном я обдумываю, как прошел мой день, что я сделал не так.
Приложение 4.
Памятка.
1. Знать нравственные понятия.
2. Моральная истина должна стать личной точкой зрения, линией поведения.
3. Делать добро и поступать справедливо из внутренних побуждений, а не ради похвалы.
4. Человек тоже должен чего-то бояться, что-то для него должно быть святым, нерушимым. Святым и нерушимым для человека должны быть сам человек, его честь, достоинство, красота.
5. Видеть то прекрасное, что есть в человеке и что способно пробудить у каждого подростка, юноши, девушки желание быть настоящим человеком.
6. Вкладывать свои духовные силы в труд во имя счастья и блага людей. И.Сельвинский: «Человек, влюбленный в труд, — это чудо, ангел и творец».
7. Бесстыдным, наглым становится тот, кто считает, что ему обязаны все, что он — ни перед кем не обязан. Среди подростков и юношей есть и такие, которые ведут паразитический образ жизни: ничего не дают, а берут все.
8. У человека должны быть обязанности перед другим человеком, это верность человеку. Невоспитанность и невежество в этой сфере приносят большое горе людям (некрепкие браки, родители оставляют детей, а дети — родителей).

Приложение5.

Три уровня воспитанности чувства совести:
1. Высокий. Характерно строгое соблюдение этических стандартов, всегда стремятся к вьполнению нравственных требований. Учащиеся глубоко порядочны не потому, что следят за своим поведением, а из-за внутренних стандартов и требовательности к себе. На нечестные поступки не идут, даже если это не грозит никакими последствиями. Принципы нравственности никогда не нарушают, не идут на компромисс даже в малом. Несут в себе заряд нравственного здоровья. Высокая добрсовестность сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению нравственных ценностей. Постоянно совершенствуют свой духовный мир. Требования к себе выше, чем требования к другим. Характерно наличие самоконтроля.
2. Средний. Они порядочны, с уважением относятся к нравственным нормам. Точны и аккуратны в делах, стараются быть устойчивым в конфликтных ситуациях. Характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестности, долга, сопереживания. Своим поступкам дают адекватную самооценку, с уважением относятся к нравственным нормам , но в определенных ситуациях не всегда их соблюдают. Уровень требований к себе несколько занижен. Проявляют способность к нравственным суждениям. Любым действиям могут дать собственную оценку.
3. Низкий. Требовательность к себе занижена. Требования к себе ниже, чем требования к другим. Не прилагают усилия для соблюдения нравственных и моральных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям. Они не постоянны в своем поведении, в отношениях с людьми. Уклоняются от выполнения своих обязанностей. Ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь. Могут игнорировать общепринятые правила. В любой момент могут подвести, не испытывая при этом угрызения совести.

Приложение 6.
Анкета по определению уровня воспитанности учащихся.

Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0
2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0
2 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0
3 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0
4 Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 4 3 2 1 0
Дисциплинированность
1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 4 3 2 1 0
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4 3 2 1 0
Ответственное отношение к учебе
1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0
3 Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0
4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 4 3 2 1 0
2 Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 4 3 2 1 0
3 Выполняю трудовые поручения родителей. 4 3 2 1 0
4 Добросовестно выполняю все поручения. 4 3 2 1 0
Коллективизм, чувство товарищества
1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0
2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0
3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 4 3 2 1 0
4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0
Доброта и отзывчивость
1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 4 3 2 1 0
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0
Простота и скромность
1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги. 4 3 2 1 0
3 Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) 4 3 2 1 0

Комментариев нет: